Пенсионные фонды, финансовые институты

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Честный и надежный брокер бинарных опционов. Бесплатное обучение для новичков! Получите бонус за регистрацию:

Специализированные кредитно-финансовые институты

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Лизинговые компании

Лизинговая компания коммерческая организация, выполняющая функции лизингодателя и получившая лицензию на осуществление лизинговой деятельности. Лизинговые компании могут быть резидентами и нерезидентами. Лизинг вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату и на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателя.

Субъектами лизинга являются лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик).

Лизингодатель физическое или юридическое лицо, которое за счет собственных или привлеченных средств приобретает имущество в собственность и предоставляет его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок, на определенных условиях, во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель физическое или юридическое лицо, которое обязано принять предмет лизинга за определенную плату на определенных условиях на определенный срок во временное владение и пользование.

Продавец (поставщик) физическое или юридическое лицо, которое продает лизингодателю производимое им имущество (предмет лизинга).

Предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы; здания, сооружения, оборудование, транспортные средства; другое движимое и недвижимое имущество, используемое для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, свободное обращение которого запрещено законодательством Российской Федерации.

Различают формы, типы и виды лизинга. Основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинг, а основными типами краткосрочный (до 1,5 лет), среднесрочный (от 1,5 до 3 лет) и долгосрочный (более 3 лет).

ТОП русскоязычных брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Честный и надежный брокер бинарных опционов. Бесплатное обучение для новичков! Получите бонус за регистрацию:

К основным видам лизинга относятся:

• финансовый лизинг передача лизингодателем лизингополучателю имущества во временное владение и пользование на срок, совпадающий с полным сроком амортизации имущества, с правом выкупа имущества лизингополучателем по истечении срока договора лизинга и переходом к нему права собственности на это имущество;

• возвратный лизинг разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) имущества одновременно выступает и как лизингополучатель;

• оперативный лизинг передача лизингодателем лизингополучателю имущества во временное владение и пользование на срок, определяемый договором лизинга; по истечении этого срока имущество возвращается к лизингодателю.

В России наиболее распространен финансовый лизинг.

Лизинговые операции законодательно регулируются Гражданским кодексом РФ (часть вторая). Федеральным законом «О лизинге» № 163-ФЗ, Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Лизинговая деятельность представляет собой выполнение лизингодателем функций по договору лизинга. Помимо договора лизинга заключаются договор купли-продажи (обязательный договор), а также договоры о привлечении денежных средств, договоры залога, гарантии, поручительства и другие (сопутствующие договоры).

Лизинг имеет существенные преимущества для организаций по сравнению с другими способами приобретения имущества (покупка за счет собственных средств, банковского кредита, ссуд и т.д.):

• 100%-ное кредитование (При использовании обычного кредита организация обязана около 15% стоимости покупаемого имущества оплатить за счет собственных средств.);

• возможность реализации организацией крупного проекта без наличия значительных финансовых ресурсов;

• использование в качестве обеспечения лизинговой сделки самого имущества;

• гибкость лизинговых соглашений (Размер и срок ссуды ограничены. При лизинге можно выбрать удобную схему финансирования.);

• возможность погашения кредита, полученного при лизинговой сделке, за счет средств от реализации продукции, произведенной на взятом в лизинг оборудовании;

• распределение лизинговых платежей на весь срок лизинга, что позволяет высвободить денежные средства для вложения их в другие активы;

• возможность для организации получать другие кредиты и займы, поскольку лизинг не увеличивает долговые обязательства организации в бухгалтерском балансе и не изменяет соотношение собственных и заемных средств;

• освобождение организации от уплаты налога на имущество, так как имущество, полученное по договору лизинга, может не числиться на балансе организации (при оперативном лизинге) в течение всего срока действия договора лизинга;

• экономия на уплате налога на прибыль организаций, поскольку лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя;

• применение ускоренной амортизации предмета лизинга (нормы амортизации увеличиваются на коэффициент, величина которого не превышает 3), что способствует сокращению размеров налога на прибыль организаций.

Основной целью деятельности лизинговой компании является получение прибыли, определяемой как разница между доходами и расходами компании. Доходом лизинговой компании является ее вознаграждение, включающее оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки и процент за использование собственных средств лизинговой компании.

Оплата услуг лизинговой компании осуществляется в форме лизинговых платежей, к которым относятся следующие элементы:

• процент за пользование кредитом;

• амортизация имущества за весь срок договора;

• плата за дополнительные услуги лизинговой компании (осуществление монтажных и пусконаладочных работ, послегарантийное обслуживание и ремонт текущий, средний, капитальный и т. д.);

• страховые взносы за страхование предмета лизинга (если оно осуществляется лизингодателем);

• налог на имущество, уплаченный лизингодателем;

• оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем при покупке им предмета лизинга.

Расходы лизинговой компании состоят из:

• стоимости предмета лизинга;

• налога на имущество;

• расходов на транспортирование и установку оборудования;

• расходов на таможенное оформление, таможенные полшины и сборы (при импорте предмета лизинга);

• расходов на охрану и хранение предмета лизинга;

• расходов на страхование;

• выплаты процентов за пользование кредитом при покупке предмета лизинга;

• расходов на дополнительные услуги и т. д.

Факторинговые компании

Факторинговая компания коммерческая организация, предоставляющая услуги по финансовому и организационному обеспечению товарного кредита. Факторинговые услуги также могут оказывать банки. Факторинговая деятельность выполняется на основе лицензий, однако в России порядок получения лицензий законом пока не определен. Факторинг инкассирование дебиторской задолженности покупателей.

Субъекты факторинговой деятельности факторинговая компания (посредник между поставщиком и покупателем), поставщик и покупатель.

Предметом факторинговой деятельности является дебиторская задолженность. Различают два вида инкассирования дебиторской задолженности без финансирования и с финансированием (кредитом). В первом случае поставщик отгружает продукцию и предъявляет счета к оплате через факторинговую компанию, основная задача которой состоит в получении платежа в сроки, установленные хозяйственным договором. По существу факторинговая компания берет на себя административное управление дебиторской задолженностью, включающее учет состояния дебиторской задолженности, регулярное представление отчетов поставщику, контроль за своевременностью оплаты счетов, работу с дебиторами, предоставление поставщику программного обеспечения, позволяющего управлять информационными потоками между факторинговой компанией и покупателями. Поставщик при этом освобождается от усилий и затрат по управлению дебиторской задолженностью. Однако возникает опасность для поставщика попасть в полную зависимость от факторинговой компании.

В случае инкассирования дебиторской задолженности с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у поставщика, оплачивая при этом 5085% их стоимости. По существу эта операция представляет собой выдачу кредита поставщику, финансирование оборотных средств. В этом случае весь риск неуплаты счетов покупателями принимает на себя факторинговая компания.

Поставщик перекладывает на факторинговую компанию и другие виды рисков:

• риск девальвации рубля за период отсрочки платежа;

• риск резкого изменения рыночной стоимости заемных ресурсов, вызывающий рост цен и снижение конкурентоспособности поставщика;

• ликвидный риск, связанный с нарушением сроков оплаты счетов покупателями;

• кредитный риск — риск невозврата покупателями предоставленных им кредитов (факторинговая компания минимизирует этот риск за счет анализа кредитоспособности покупателей);

• риск кассовых разрывов и недостатка средств для покрытия отложенных расходов.

Факторинг с финансированием (кредитом) может быть двух видов открытый и закрытый. При открытом факторинге поставщик сообщает покупателю о переуступке счетов-фактур факторинговой компании. Поставщик при получении платежа от покупателя перечисляет все причитающиеся виды платежей факторинговой компании.

Кредитование при факторинге отличается от обычного кредитования.

1. Кредит выдается на определенный срок и в обусловленный кредитным договором день. Факторинговый кредит выдается в день поставки товаров на срок фактической отсрочки платежа.

2. Кредит возвращается заемщиком банку. Факторинговый кредит погашается дебиторами поставщика.

3. Кредит выдается на заранее оговоренную сумму в пределах лимита. Факторинговый кредит не лимитируется и может резко увеличиваться с ростом объема продаж.

4. Для получения кредита необходимо представить много документов. Факторинговый кредит выдается автоматически при предоставлении счетов-фактур.

5. Выдача кредитов не сопровождается дополнительными услугами, выдача факторингового кредита предусматривает предоставление таких услуг.

6. При выдаче кредита требуется залог, при выдаче факторингового кредита он отсутствует (вернее, в качестве залога выступают отпущенные поставщиком товары и услуги).

7. Оплата процентов за кредит включается в себестоимость продукции в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%. Проценты за пользование факторинговым кредитом полностью включаются в себестоимость продукции.

За предоставляемые услуги факторинговая компания получает:

• комиссионные (за инкассацию счетов);

• процент за факторинговые кредиты (обычно он больше ставки рефинансирования Банка России);

• плату за дополнительные услуги (консультирование по вопросам организации расчетов, оказание юридических услуг в подготовке деловых бумаг и документов по кредитно-финансовым вопросам и т. д.).

Кредитные потребительские кооперативы граждан

Эти кооперативы создаются в соответствии с Федеральным законом «О кредитных потребительских кооперативах граждан» № 117-ФЗ.

Кредитный потребительский кооператив потребительский кооператив граждан, добровольно объединившихся для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Эти кооперативы создаются по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности и т. п. Количество членов кооператива не может быть меньше 15 и больше 2000 чел.

Основными принципами деятельности кредитных потребительских кооперативов являются:

• добровольность вступления в кооператив;

• свобода выхода из него;

• равенство прав и обязанностей всех членов кооператива при принятии решений независимо от размеров паевых взносов;

• личное участие в управлении кооперативом.

Кредитные потребительские кооперативы подлежат государственной регистрации. Органами управления являются общее собрание членов кооператива, правление, ревизионная комиссия и комитет по займам, исполнительным органом директор. Высший орган общее собрание членов кооператива.

Члены кредитного кооператива обязаны:

• вносить паевые взносы в соответствии с уставом кооператива (размер паевого взноса не может превышать 10% общей суммы паевых взносов);

• соблюдать устав кооператива;

• выполнять решения общего собрания членов кооператива;

• своевременно возвращать займы;

• покрывать убытки кооператива путем дополнительных взносов в течение 3 мес. после утверждения годового баланса кооператива.

Члены кредитного кооператива имеют право:

• пользоваться всеми услугами кооператива;

• участвовать в управлении;

• передавать на основании договора личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кооператива;

• получать займы и компенсацию за использование личных сбережений для финансовой взаимопомощи;

• получать информацию о деятельности кооператива;

• получать долю имущества кооператива, соответствующую доле паевого взноса, при прекращении членства в кооперативе и т. п.

Имущество кредитного кооператива образуется за счет паевых взносов его членов, доходов самого кооператива, спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и т. д. Личные сбережения членов кооператива не являются его собственностью. В кредитном кооперативе создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кооператива. Фонд финансовой взаимопомощи образуется за счет собственных средств кооператива и личных сбережений его членов. Займы, выдаваемые на предпринимательские цели, не должны превышать половину фонда финансовой взаимопомощи. Конкретный размер предоставляемых займов устанавливается общим собранием членов кооператива. Временно свободный остаток фонда финансовой взаимопомощи может использоваться исключительно для покупки государственных и муниципальных ценных бумаг, а также для хранения на депозитных счетах в банках.

Займы предоставляются только членам кооператива путем заключения договора займа. Заем может быть беспроцентным. Кредитным кооперативам запрещено выдавать займы юридическим лицам; выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц; вносить свое имущество в виде вклада в уставный капитал юридических лиц; эмитировать собственные ценные бумаги; покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов.

Кредитный кооператив должен формировать резервный фонд для обеспечения непредвиденных расходов и страховой фонд для покрытия возможных убытков. Их размеры утверждаются общим собранием членов кооператива.

Общее собрание утверждает также финансовые нормативы деятельности кредитного кооператива в виде соотношения:

• паевых взносов и личных сбережений;

• собственных средств и общей суммы обязательств кооператива;

• резервного фонда и фонда финансовой взаимопомощи;

• размеров выдаваемых займов и фонда финансовой взаимопомощи и др.

Государственное регулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется в виде регистрации кооперативов и их союзов, контроля за их деятельностью и применением мер ответственности. Государственное регулирование выполняет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Органы государственной власти субъектов Федерации местного самоуправления не могут ограничивать права кредитных кооперативов.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Проведение пенсионной реформы в России существенно повышает роль Пенсионного фонда Российской Федерации как финансово-кредитного учреждения. В соответствии с Федеральным законом введено обязательное пенсионное страхование.

Основными субъектами фонда являются:

• страховщик Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы; негосударственные пенсионные фонды;

а) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица);

б) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

• застрахованные лица — лица, на которые распространяется обязательное пенсионное обеспечение.

Страховщик имеет право:

• проводить у страхователей проверку документов, связанных с обязательным пенсионным страхованием;

• требовать устранения выявленных нарушений российского законодательства;

• получать в налоговых органах информацию о страхователях и застрахованных лицах;

• управлять средствами бюджета Пенсионного фонда;

• представлять интересы застрахованных перед страхователями;

• осуществлять возврат страховых взносов, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены.

• обосновывать размер тарифов страховых взносов;

• назначать и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовой пенсии) и другие виды пенсий, пособий;

• составлять проект бюджета Пенсионного фонда и обеспечивать его исполнение;

• обеспечивать целевое использование средств обязательного социального страхования;

• вести учет страховых взносов физических лиц и т. п. Страхователи имеют право:

• участвовать в управлении обязательным пенсионным страхованием;

• получать информацию у страховщика об обязательном пенсионном страховании;

• обращаться в суд для защиты своих прав. Страхователи обязаны:

• своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда;

• вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов;

• сообщать о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения и т. п.

Застрахованные имеют право:

• своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение;

• защищать свои права;

• получать информацию о начислении страховых взносов ИТ. д.

• предъявлять страховщику документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного социального обеспечения;

• соблюдать условия для назначения и выплаты обязательного социального страхования;

• сообщать страховщику обо всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового возмещения, и т. п.

соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ установлены три вида трудовых пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей: базовой (БЧ), страховой части (СЧ) и накопительной части (НЧ).

Тариф страхового взноса, дифференцируется по возрасту застрахованных лиц, размеру их заработной платы, структуре источников финансирования, видам работодателей.

Свободные денежные средства этого фонда будут использоваться диверсифицированно в виде инвестиций:

• в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГВВЗ, еврооблигации);

• в ценные бумаги субъектов Федерации (облигации внутреннего займа Москвы, ГКО Санкт-Петербурга и др.);

• в депозиты в банках (российских и иностранных);

• в корпоративные ценные бумаги.

Государство будет осуществлять жесткий контроль за использованием средств Пенсионного фонда по видам активов, степени риска, концентрации собственности, эмитентам и отдельным видам ценных бумаг.

Негосударственные пенсионные фонды

Эти фонды создаются в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ.

Негосударственный пенсионный фонд особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу его участников. Фонды осуществляют свою деятельность независимо от государственного пенсионного обеспечения. Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он подлежит обязательной регистрации, его учредительными документами являются устав и учредительный договор. Органами управления фонда являются Совет фонда и исполнительная дирекция.

Функции негосударственного пенсионного фонда:

• разработка условий негосударственного пенсионного обеспечения;

• заключение пенсионных договоров;

• аккумуляция пенсионных взносов;

• ведение пенсионных счетов и информирование вкладчиков и участников об их состоянии;

• заключение договоров с управляющим;

• формирование и размещение самостоятельно или через управляющего собственных средств, включая пенсионные резервы;

• осуществление актуарных расчетов (актуарное оценивание результатов деятельности и доходов независимым актуарием);

• выплата негосударственных пенсий;

• контроле за поступлением средств в фонд и исполнением обязательств перед участниками;

• предоставление информации о деятельности фонда. Субъектами негосударственного пенсионного фонда являются:

• вкладчики юридические и физические лица, являющиеся стороной пенсионного договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников;

• участники физические лица российские и иностранные граждане, лица без гражданства, которым в соответствии с пенсионным договором должны производиться выплаты негосударственных пенсий.

Участники фонда имеют право:

• получать негосударственную пенсию;

• требовать исполнения обязательств по пенсионному договору в полном объеме;

• обжаловать действия фонда;

• требовать перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с пенсионным договором;

• получать информацию о состоянии своего именного пенсионного счета;

• требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения.

Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы.

Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:

• совокупного вклада учредителей (не менее 15 ООО МРОТ);

• целевых взносов вкладчиков;

• благотворительных взносов и т. д.

Пенсионные резервы формируются за счет пенсионных взносов и доходов от размещения пенсионных взносов.

Нормативный размер пенсионных резервов устанавливается государственным полномочным органом. Фонд вправе создавать на добровольной основе гарантийные фонды.

Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации. Пенсионные резервы могут размещаться через управляющего на основе договора доверительного управления, за исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации, банковские депозиты. Управляющий должен иметь лицензию. Правила размещения пенсионных резервов, их состав и структура утверждаются Правительством РФ. Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов по обеспечению деятельности самого фонда.

Государственное регулирование деятельности негосударственного пенсионного фонда осуществляет государственный уполномоченный орган. В целях контроля деятельности фонда и защиты интересов вкладчиков и участников создается попечительский совет.

Ломбарды

в России существуют государственные и частные коммерческие ломбарды. В коммерческих ломбардах в основном выдают кредиты под залог изделий из драгоценных металлов и камней, в государственных под залог любых вещей, имеющих рыночную стоимость. Отношения залога регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РФ «О залоге». № 2872-1. Особенности залога в ломбарде отражены в ст. 358 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Субъекты залоговой сделки:

• залогодержатели специализированные организации ломбарды, занимающиеся предпринимательской деятельностью по принятию в залог от граждан движимого имущества в обеспечение краткосрочного кредита на основании лицензии (с февраля 2002 г. деятельность ломбардов не лицензируется);

Предмет залога движимые вещи, предназначенные для удовлетворения личных потребностей граждан.

Залоговые отношения оформляются договором путем выдачи ломбардом залогового билета по форме БО-7. В залоговом билете содержатся следующие сведения: описание расчетов при приеме в залог и при выкупе вещей; продолжительность залога; процент за кредит; плата за хранение вещей; дата окончательного льготного срока залога; стартовая продажная цена на торгах и т. п.

На оборотной стороне залогового билета расположен текст договора залога.

Закладываемые вещи передаются ломбарду, который не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами. Ломбард обязан производить страхование заложенных вещей, принимать меры по сохранению предмета залога, нести ответственность за утрату и повреждение заложенной вещи. В случае невозвращения в установленный срок кредита, полученного под залог вещей, ломбард имеет право по истечении льготного месячного срока на основании исполнительной надписи нотариуса продавать заложенное имущество. После этого требования ломбарда к залогодателю погашаются, даже если сумма, вырученная при продаже заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения. Если выручка от реализации залога превышает сумму требования залогодержателя, то разница возвращается залогодателю.

Инвестиционные фонды

Образование и функционирование инвестиционных фондов регламентируются Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ.

Инвестиционный фонд находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляет управляющая компания исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления. Существуют два вида инвестиционных фондов акционерные и паевые.

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирования имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные российским законодательством. Другие виды предпринимательской деятельности фонд не имеет права осуществлять. Этот фонд должен получить лицензию. Имущество фонда состоит из двух частей: инвестиционных резервов и имущества для обеспечения деятельности Органов управления фонда.

Инвестиционные резервы передаются в доверительное управление управляющей компании на основании договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа фонда.

Рассматриваемый фонд имеет право размещать только обыкновенные именные акции путем открытой подписки. Главным органом фонда является общее собрание акционеров, исполнительным органом Совет директоров.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) обособленный имущественный комплекс, переданный в доверительное управление управляющей компании учредителями. Имущество ПИФ является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества и выделение из него в натуре не допускается. Управляющая компания осуществляет сделки с имуществом от своего имени в качестве доверительного управляющего.

Паевые инвестиционные фонды бывают трех типов открытые, интервальные и закрытые.

Открытым называется такой фонд, когда владелец инвестиционных паев имеет право в любой рабочий день требовать от управляющей компании погашения принадлежащих ему паев.

При интервальном фонде владелец инвестиционных паев имеет право погасить свои паи в течение определенного срока, установленного правилами доверительного управления.

Если у владельца паев отсутствует вышеназванное право (до истечения срока доверительного управления), то такой фонд называется закрытым. Срок действия договора доверительного управления не должен превышать 15 лет, в закрытых ПИФ срок не может быть менее 1 года.

В доверительное управление открытым и интервальным фондами могут передаваться только денежные средства, в управление закрытым фондом денежные средства и иное имущество.

Инвестиционный пай именная, неэмиссионная, бездокументарная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество ПИФ, право на получение денежной компенсации при прекращении деятельности ПИФ. Инвестиционный пай не имеет номинальной стоимости. Не допускается выпуск производных от инвестиционных паев ценных бумаг. Инвестиционные паи свободно обращаются. Учет прав на инвестиционные паи осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паев ПИФ, на счетах «депо» депозитариями. Выдача инвестиционных паев осуществляется на основе заявок на приобретение этих паев. Требования о погашении инвестиционных паев также подаются в форме заявок. Заявки на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев носят безотзывной характер. Выплата денежной компенсации при погашении инвестиционного пая осуществляется за счет денежных средств ПИФ. Сумма внесенных денежных средств и сумма компенсации определяются на основе расчетной стоимости инвестиционного пая, определяемой делением чистых активов ПИФ (на день принятия заявок на приобретение, погашение и обмен инвестиционных паев) на количество инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев данного ПИФ. Для возмещения расходов по выдаче и погашению паев могут использоваться надбавки к расчетной стоимости пая (не более 1,5%) и скидки (не более 3%). Агентами по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев могут быть только юридические лица профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые действуют от имени и за счет управляющей компании.

В состав активов акционерных и паевых инвестиционных фондов могут входить:

• денежные средства, в том числе и в иностранной валюте;

• государственные ценные бумаги Российской Федерации, ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

• акции и облигации российских открытых акционерных обществ;

• ценные бумаги иностранных государств; акции и облигации иностранных акционерных обществ и иностранных коммерческих организаций;

• иные ценные бумаги, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

• недвижимое имущество и имущественные права на недвижимое имущество (только в АИФ и закрытых ПИФ).

Требования к составу активов определяются в инвестиционной декларации, которая должна содержать:

• описание целей инвестиционной политики;

• перечень объектов инвестирования;

• описание рисков, связанных с инвестированием в указанные объекты;

• требования к структуре активов инвестиционного фонда. Управляющей компанией могут быть только открытое или закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, созданные в соответствии с российским законодательством. Управляющая компания осуществляет свою деятельность на основании лицензии. Она может совмещать свою деятельность только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, страховыми резервами страховых компаний.

Управляющая компания обязана:

1) передавать имущество, принадлежащее АИФ и ПИФ, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию;

2) передавать специализированному депозитарию все документы, подтверждающие права на недвижимое имущество, а также первичные документы в отношении имущества АИФ и ПИФ;

3) представлять отчетность в ФКРЦБ;

4) раскрывать информацию об АИФ и ПИФ;

5) соблюдать иные требования исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Управляющая компания не имеет права:

1) распоряжаться активами АИФ и ПИФ без согласия специализированного депозитария;

2) приобретать за счет активов АИФ и ПИФ объекты, не предусмотренные инвестиционной декларацией;

3) безвозмездно отчуждать имущество АИФ и ПИФ;

4) предоставлять кредиты и займы за счет имущества АИФ и ПИФ;

5) использовать имущество АИФ и ПИФ для погашения собственных обязательств, не связанных с доверительным управлением;

6) отчуждать собственное имущество АИФ и ПИФ и т. д.

Вознаграждения управляющей компании, специализированного депозитария, держателя реестра владельцев инвестиционных паев, оценщика и аудитора выплачиваются за счет имущества АИФ и ПИФ, и их сумма не должна превышать 10% среднегодовой стоимости чистых активов АИФ и ПИФ. Расходы, связанные с управлением имуществом этих фондов, возмещаются также за счет их имущества.

Имущество АИФ и ПИФ должно учитываться и храниться только в одном специализированном депозитарии. Контроль за соблюдением управляющей компанией законодательства, устава и инвестиционной декларации АИФ и ПИФ, договора с этими фондами также осуществляет специализированный депозитарий. Он несет солидарную ответственность с управляющей компанией перед АИФ и ПИФ. Специализированный депозитарий действует на основании договора с АИФ и договора с управляющей компанией ПИФ.

Независимая аудиторская фирма должна ежегодно проводить аудиторские проверки по договору с АИФ и ПИФ.

FinanceRoad — финансовая грамотность

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в жизни страны. Пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение населения пенсией служит одной из значительных социальных гарантий развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население.

На данный момент действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров зависит и от государства, и от бизнеса.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности — осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

НПО во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием.

Однако заработная плата обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких, в то время как пенсия является материальной основой обеспечения в будущем. Пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, отложенную на будущее.

Более чем пятнадцатилетний опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость, и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость НПФ состоит в вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования. Недостаточная степень развитости НПО, незначительная доля негосударственных пенсий в системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, — повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости развития системы и роли НПФ, как значимого социального института для повышения качества жизни пенсионеров.

РФ, как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремится максимально защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях порядок, предусматривающий социальное обеспечение категорий граждан, признанных нуждающимися. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в РФ осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Целью настоящей работы является исследование финансовых основ, составляющих пенсионное обеспечение в РФ, в частности НПФ. Необходимо определить место НПФ в социально-экономической системе РФ. В соответствии с этой целью, поставлены следующие задачи: определить основные категории, понятия, применяемые к пенсионному обеспечению в НПФ, исследовать роль и значение НПФ РФ в решение этой актуальной задачи социального государства, определить пути инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ. Так же необходимо проследить развитие пенсионных преобразований и пенсионной реформы, проследить их влияние на жизнь граждан РФ. В заключении надо сделать выводы о современном состоянии и перспективах развития НПФ в РФ.

Глава 1. Место и роль НПФ в пенсионной системе РФ

Финансовая система РФ. Пенсионный фонд

Финансовые отношения в экономике. Пенсионный фонд: источники формирования, направления расходования денежных средств. Понятие «налог» в экономической литературе. Расходы бюджета Челябинска на 2020 гг. Страховые взносы во внебюджетные доходы.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.09.2020
Размер файла 19,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Финансовая система РФ. Финансовые отношения в экономике

Финансы (от лат. financia -платеж) появляются с возникновением денег, Финансы как экономическая категория, выражают отношения, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых (денежных) средств.

Финансовые отношения складываются:

— между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации товаров и услуг;

— между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

— между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и во внебюджетные фонды;

— между государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей и получении трансфертов;

— между отдельными уровнями бюджетной системы;

— между органами имущественного и личного страхования и предприятиями и гражданами при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая.

Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.

В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:

— осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;

— создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;

— способствовать превращению потребностей в реальные блага.

Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.

В качестве таких инструментов выступают эмиссия (создание и выпуск в обращение) денежных знаков и ценных бумаг, различные виды ценных бумаг, аккумулирование сбережений (открытие различных видов депозитов), кредитование и т.п.

Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы.

При рассмотрении финансовой системы той или иной страны обычно выделяют два уровня: микро- и макро-уровень.

Микроуровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.

Макроуровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики

В современной западной экономической литературе под финансовой системой чаще всего понимается совокупность финансовых институтов (посредников) и органов, контролирующих и регулирующих их деятельность.

Финансовые институты в Системе Национального Счетоводства определяются как юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью между инвесторами и сберегателями и извлекающие доход из этого вида деятельности. В качестве финансовых институтов (посредников) выступают, прежде всего, коммерческие баки, а также небанковские структуры: пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, кредитные союзы и пр.

Основными органами, которые контролируют и регулируют деятельность финансовых институтов, являются Министерства Финансов и независимые Центральные (эмиссионные) Банки, подотчетен Государственной Думе РФ — Банк России в Российской Федерации. В большинстве стран центральные банки имеют вертикальную централизованную систему управления. Такая система, в частности, существует у Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).

Обычно выделяют пять основных звеньев финансовой системы: государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, денежно-кредитная система, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Некоторые авторы учебников по финансам добавляют финансы домашних хозяйств.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов территориального (регионального и местного) самоуправления.

Внебюджетные специальные фонды образуются за счет страховых взносов работников, самозанятых лиц, предпринимателей, а также дотаций из государственного бюджета. Главная причина возникновения внебюджетных фондов — необходимость выделения особо важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов используются для выплаты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, по временной нетрудоспособности, по безработице, беременности и родам и др.

Денежно-кредитная система включает в себя финансовые ресурсы коммерческих банков и прочих депозитных организаций. Они формируются за счет вкладов населения и предприятий и предназначены для кредитования экономических агентов. К этой системе можно отнести финансовые ресурсы, чье движение опосредовано рынками ценных бумаг, а также государственный кредит.

Фонды страхования формируются за счет страховых взносов населения и предприятий и предназначены для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия страховых рисков

Финансы предприятий является основой финансовой системы. На предприятиях формируется основная часть финансовых ресурсов страны.

2. Пенсионный фонд РФ: источники формирования, основные направления расходования денежных средств (виды и структура трудовых пенсий, условия их назначения)

Пенсионные фонды (в том числе и пенсионные планы) — это финансовые учреждения, которые эмитируют пенсионные обязательства взамен пенсионных взносов от частных и юридических лиц и вкладывают полученные деньги в финансовые инструменты.

Пенсионные взносы — вклады от населения, фирм, государства, на основе которых формируется необходимый для последующих пенсионных выплат капитал.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

— обязательных пенсионных взносов работодателей и работающих граждан.

— ассигнований из федерального бюджета:

— средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения в связи с досрочным назначением пенсий безработным гражданам;

— займы, привлекаемые для покрытия временных затруднений.

— добровольные взносы физических и юридических лиц.

Средства ПФР находятся в государственной собственности, так как государство несет полную ответственность за своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций.

В соответствии с действующим законодательством ПФР финансирует:

— выплату в соответствии с действующим на территории России законодательством, а также межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации к постоянному месту жительства;

— оказание материальной помощи органами социальной зашиты престарелым и нетрудоспособным;

— оказание материальной помощи общественным организациям пенсионеров и инвалидов;

— оказание материальной помощи префектурам в решении социальных программ:

— создание базы данных по учету плательщиков страховых взносов;

— подготовку кадров и повышение их квалификации,

Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий:

— трудовая пенсия по старости;

— трудовая пенсия по инвалидности;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

В настоящее время трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности может состоять из двух частей: страховой и накопительной — для мужчин и женщин моложе 1967 г. р.

Для мужчин и женщин старше указанного возраста трудовая пенсия по старости состоит только из страховой части.

Размер каждой части исчисляется и изменяется по определенным правилам.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит только из одной части — страховой.

Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, который будет в дальнейшем повышаться в зависимости от продолжительности страхового стажа (более 30 лет у мужчин и 25 лет у женщин) на 6% за каждый год сверх этого стажа.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии стабилен, но может быть изменен с учетом возраста, группы инвалидности или наличия иждивенцев.

Размер страховой части пенсии исчисляется в зависимости от продолжительности страхового стажа и заработной платы, учтенных в системе персонифицированного учета, и периодически индексируется.

Коэффициент индексации страховой части пенсии определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших страховых взносов возникает у работающего пенсионера через 12 месяцев после первоначального назначения или перерасчета страховой части трудовой пенсии.

Накопительная часть является составной частью трудовой пенсии, которая зависит от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо, и инвестиционного дохода, которые подлежат ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования указанных страховых взносов и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии.

Следует отметить, что отчисления заработной платы на накопительную часть идут на формирование только вашей будущей пенсии.

И только этой частью пенсии можно распорядиться самостоятельно:

— оставить ее в ведении государства для инвестирования или

— передать в управление частным управляющим компаниям.

Фактическая выплата накопительной части трудовой пенсии начнет осуществляться только с 2020 г., т. е. со времени, когда пенсионного возраста достигнет первая категория граждан, с заработной платы которых в настоящее время уплачиваются страховые взносы на нее.

Это касается лиц определенного возраста: мужчин и женщин, родившихся в 1967 г. и позже, поэтому в настоящее время эта норма для обычных пенсий по старости практического значения не имеет.

Пенсионер имеет право на накопительную часть трудовой пенсии только при условии уплаты страховых взносов на ее финансирование.

Страховая и накопительная части подвижны. Их изменение зависит и определяется размером страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и размером прибыли от капитализации накопленных и временно свободных средств.

3. Анализ понятия «налог» в трудах экономистов (как отечественных, так и зарубежных)

Проанализируем различные подходы к определению налогов разными авторами в финансовой и бухгалтерской литературе.

Повинности в форме налога, взимаемого как в натуральной, так и в денежной форме, существуют с момента возникновения государства. В III в. до н. э. в законах царя Хаммурапи имелись статьи о податях в размере 10% всего имущества. В соответствии с Евангелием от Луки в христианском мире налог считался уже известным методом взимания денег в пользу государства или власть имущих. Еще П. Прудон резонно подметил, что «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве». В рамках самых различных способов производства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений со времени возникновения государства. К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах». С середины XIII в. Фома Аквинский, назвавший налоги дозволенной формой грабежа, четко сформулировал два признака налога: распространение его на всех и неограниченное право правителя или государства.

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Под влиянием развития учения о государстве представление о налоге прошло эволюцию, начиная с учения А. Смита и заканчивая современными общеизвестными рыночными подходами к определению налога. Так, в учебнике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс» высказано мнение, что налог — это «принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия».

Первые теории налогообложения содержатся в трудах Ф. Аквинского, Т. Гоббса, П.Де Вобана, Ш. Монтескье, С. Вольтера, О. Мирабо, С. де Сисмонди, Т. Мальтуза, А. Тьера, Д. Мак-Куллоха. Частные налоговые теории получили свое развитие у Д. Локка, Т. Джорджа, Ж.Ж. Руссо, К. Маркса, Э. Селигмана. Среди общих теорий налогов наиболее значимыми являются теории А. Смита, Д. Рикардо, А. Вагнера, Дж. Кейнса, Д. Фридмана, А. Лаффера. Я полагаю, что в наиболее интересной форме как общие, так и частные теории налогов изложены М. Блаугом и Е.Н. Евстигнеевым. Следует отметить, что в отечественной литературе, посвященной вопросам налогообложения, последней рассматриваемой зарубежной теорией является, как правило, теория экономики предложения и упоминается А. Лаффер, который еще в 1980-х гг. установил определенную зависимость между уровнем снижающихся налоговых ставок и повышающихся доходов бюджетов. По мнению американского ученного А. Лаффера, экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Однако зарубежная экономическая мысль находится в постоянном развитии, издаются книги новых авторов: среди них такие, как Е.В. Боуден, Реймонд П. Невен, Росс Стефан и др.

В России во второй половине XVIII в. появляется сочинение А. Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России», в котором он впервые употребил термин «налог». Н.И. Тургенев в своей книге «Опыт теории налогов» дает следующее определение: « Налоги суть средства к достижению цели общества или государства… На сем основывается и право правительства требовать податей от народа». Изучением теории налогов занимались такие выдающиеся представители отечественной науки, как П.П. Гензель, И.Х. Озеров, И. М. Кулишер, А.А. Соколов, В.Н. Твердохлебов, Н.И. Тургенев и др. На различных этапах существования советского и современного российского государства вопросы налогообложения рассматривались в работах А.М. Александрова, А.А. Астахова, А.В. Брызгалина, Э.А. Вознесенского, А.З. Дадашева, В.П. Дьяченко, Е.Н. Евстигнеева, В.А. Кашина, В.Г. Князева, В.Г. Панскова, И.Г. Русаковой, Д.Г. Черника, С.А. Шаталова, Т.Ф. Юткиной и многих др.

В настоящее время в экономической литературе имеется достаточное количество исследований о сущности налогов, налоговых терминов и понятий, о функциях и принципах налогообложения. Начиная с 1999 г., после введения в действие части I Налогового кодекса РФ, научная дискуссия об определении сущности налогов в российской экономической литературе несколько потеряла свою былую остроту, стала вестись достаточно вяло и авторы большинства учебников предпочитают определять налог в соответствии со ст. 8 НК РФ.

Я также полагаю возможным и необходимым для целей налогового планирования ориентироваться на определение, данное в НК РФ. Однако, по моему мнению, его целесообразно дополнить указанием на регулярность, что важно как для государства, осуществляющего планирование своих налоговых поступлений, так и для хозяйствующих субъектов, рассчитывающих налоговые последствия тех или иных изменений законодательства. Отсутствие регулярности позволяет отнести соответствующий платеж к категории взносов и считать его сбором. Таким образом, налог — это обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

4. Анализ расходов бюджета субъекта федерации по разделам бюджетной классификации за последние 2 года

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета 2020 — 2020 годов. Для этого используем данные Проекта решения Челябинской городской Думы «О бюджете города Челябинска на 2020 год» и Решение Челябинской городской Думы от 07.12.2020г. № 20/1 «О бюджете города Челябинска на 2020 год».

Таблица 1 — Расходы бюджета Челябинска на 2020 гг.

Самые надежные платформы для торговли бинарными опционами:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Честный и надежный брокер бинарных опционов. Бесплатное обучение для новичков! Получите бонус за регистрацию:

Добавить комментарий