Налоговая проверка

Лучшие брокеры бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Честный и надежный брокер бинарных опционов. Бесплатное обучение для новичков! Получите бонус за регистрацию:

ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Чего боится любой налогоплательщик? Конечно же, налоговых проверок. На практике часто возникают вопросы правомерности тех или иных действий, производимых работниками налоговых органов. Правомерны ли документальные проверки предприятий? Как часто и в какие сроки налоговая инспекция имеет право провести проверку? В каких формах осуществляются налоговые проверки? Чтобы быть готовым отстаивать свои интересы и знать, как правильно это делать, налогоплательщику необходимо иметь ясное представление о своих правах и обязанностях.

Федеральный закон N 137-ФЗ(*1) практически полностью изменил не только порядок проведения налоговых проверок, но и процедуру производства по делам о налоговых правонарушениях. Новая редакция ст. 87 НК РФ четко указывает, что к налоговым проверкам относятся только камеральные и выездные проверки. Таким образом, встречная проверка не является отдельным видом налогового контроля. Благодаря этой поправке законодателя устраняется неточность, которой ранее пользовались налоговые службы, привлекая к ответственности по результатам встречной проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Отныне налоговый орган не имеет права составлять акт и выносить решение в отношении организации, проверяемой в рамках встречной проверки.

Остановимся подробнее на выездных проверках.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.

Как показывает практика, перспектива проведения выездной проверки заметно нервирует налогоплательщиков, и дело не только в том, что контролирующим органом могут быть выявлены нарушения. Выездная проверка — это еще и серьезный дестабилизирующий фактор, сказывающийся на повседневной работе налогоплательщика, поскольку подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения их должностных обязанностей, представление и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности, и ряд других отвлекающих моментов.

Кроме того, проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создает прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений как со стороны налогоплательщика, так и со стороны сотрудников налоговых органов. Нередко в условиях прямого контакта налогоплательщик пытается «договориться» с проверяющим лицом в обмен на игнорирование действительных и мнимых нарушений, а необходимость достижения плановых показателей по собираемости налогов ведет к тому, что должностные лица налоговых органов порой выходят за рамки служебных полномочий, проводя отдельные контрольные действия с нарушениями и тем самым нанося ущерб деятельности налогоплательщика.

Новая редакция ст. 89 НК РФ содержит более четкие и прозрачные правила, определяющие место и время проведения выездных проверок, а также их предмет и период их охвата. Изменены нормы, касающиеся количества выездных и
повторных проверок.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, что закреплено в подп. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ. Подпункт 2 той же статьи предусматривает исключение из данного правила: выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ). Налогоплательщик же не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

ТОП русскоязычных брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Честный и надежный брокер бинарных опционов. Бесплатное обучение для новичков! Получите бонус за регистрацию:

В пункт 2 ст. 89 НК РФ внесено уточнение относительно того, какой именно налоговый орган принимает решение о налоговой проверке и соответственно проверяет налогоплательщика. Ранее этот вопрос вызывал много споров, которые разрешались судами неоднозначно. Одни утверждали, что ни НК РФ, ни иные федеральные законы не наделяют налоговые органы по месту учета налогоплательщика исключительным правом проведения выездных налоговых проверок (постановление ФАС Московского округа от 3 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/11480-03). По мнению других судов, налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции (п. 1 ст. 82 НК РФ) и, как следует из содержания п. 1 ст. 83 НК РФ, по месту учета налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 15 июня 2004 г. по делу N Ф09-2341/04-АК).

Теперь установлено, что налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция, расположенная по месту нахождения организации. При этом внесено важное уточнение: решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

О том, что именно хотят проверить налоговые органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ, который проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки, оформляется на бланках установленного образца. Соответствующие требования к решению утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки». В статье 89 НК РФ определены все существенные сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые службы могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать.

Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Этот факт законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ.

Четкое определение предмета проверки защитит налогоплательщика от повторных проверок по аналогичным основаниям.

НК РФ не наделяет налоговые органы правом вносить изменения в уже принятое решение о проведении проверки, в частности, указывать иной предмет проверки. Налоговый орган может вынести новое решение о проведении проверки, где будут названы не охваченные ранее налоги, но это будет уже другая проверка.

Следует учитывать, что в НК РФ четко прописана зависимость предмета выездной налоговой проверки от проверяемого объекта. Так, если проверяется налогоплательщик, то в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предмет проверки могут составлять все виды налогов (федеральные, региональные, местные). А если проходит самостоятельная проверка филиала (представительства) налогоплательщика, то предметом проверки могут быть только уплачиваемые им региональные и местные налоги (п. 7 ст. 89 НК РФ).

Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Такой порядок определения проверяемого периода позволяет налоговым органам фактически увеличивать на один год временные рамки налоговых проверок (например, налоговый орган выносит решение о проведении выездной проверки 29 декабря 2007 г. Это означает, что он имеет право проверить 2006, 2005 и 2004 гг. Но фактически проверка начнется лишь в 2008 г., когда 2004 г. уже выйдет за рамки трехлетнего периода).

В пункте 8 ст. 89 НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки. Таким образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал о ней.

Выездная налоговая проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (ст. 89 НК РФ). Необходимо учесть, что не четыре (шесть) месяцев прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев т. е. максимальный срок проверки при продлении может составлять четыре (шесть) месяцев, а не шесть (восемь) месяцев.

Определение оснований и порядка продления срока проверки возложено на ФНС России. До утверждения такого порядка налоговые органы на местах не могут продлевать проверки.

ФНС России должна установить, исходя из ст. 89 НК РФ: основания для продления проверки до четырех месяцев; исключительные основания для продления проверки до шести месяцев; порядок документального оформления продления проверки.

Налоговые органы часто принимают решение о приостановлении выездных проверок. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам:

  1. необходимо истребовать документы (информацию) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»;
  2. необходимо получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. необходимо провести экспертизу. На основании ст. 95 НК РФ может быть произведена экспертиза с привлечением эксперта. Эксперт — это человек, имеющий специальные познания в определенной области. Экспертиза проводится в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, технике. Эксперта выбирает налоговая инспекция, но если выбранный ею эксперт не устраивает проверяемую организацию, то ему может быть заявлен отвод. Налоговая инспекция сможет удовлетворить отвод лишь в том случае, если будет доказано, что эксперт не обладает необходимыми знаниями, не является беспристрастным, или будут приведены иные аналогичные основания. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение экспертизы. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. Возможна также повторная экспертиза, если заключение эксперта признано необоснованным или вызывающим сомнение в правильности;
  4. требуется перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке. Согласно п. 1 ст. 97 НК РФ при осуществлении налогового контроля в случае необходимости может быть привлечен переводчик. Много споров возникает из-за того, что налогоплательщик представляет документы на иностранном языке, а налоговый орган отказывает в возмещении НДС только потому, что документы не переведены на русский язык (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. по делу N Ф04/1335-405/А27-2004, постановление ФАС Московского округа от 24 января 2006 г. по делу N КА-А40/13839-05-П, постановление ФАС Московского округа от 7 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12189-05). Как правило, суды принимают сторону налогоплательщика, так как налоговый орган не использует свое право на привлечение переводчика.

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали документы. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если она была приостановлена на основании информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных органов, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

На период приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Четкое определение даты окончания проверки гарантирует налогоплательщику стабильность в осуществлении хозяйственной деятельности, а также защищает его от произвольного и продолжительного вмешательства налогового органа в его деятельность. В пункте 15 ст. 89 НК РФ указывается, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю). Получается, что день вручения справки — это последний день проверки. Тем не менее в п. 8 ст. 89 НК РФ указывается, что срок проверки исчисляется до дня составления, а не вручения справки о проведенной проверке.

Пунктом 15 ст. 89 НК РФ отдельно предусмотрено, что налоговый орган может направить налогоплательщику справку о проведенной проверке заказным письмом, если тот уклоняется от ее получения. Бремя доказывания факта уклонения налогоплательщика от получения справки лежит на налоговом органе. Однако существует и иная позиция, состоящая в том, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, а нарушение срока вручения справки не влечет для налогового органа никаких негативных последствий.

С 1 января 2007 г. введено ограничение на количество проводимых проверок. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговые органы не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Также налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Однако следует иметь в виду, что при определении количества выездных налоговых проверок конкретного налогоплательщика не учитывается количество выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания их проведения, т. е. по датам вынесения решения о проведении проверки и справки о проведенной проверке соответственно. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

Установлены два основания для проведения повторной выездной проверки:

  1. повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  2. повторная проверка проводится налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная
    налоговая декларация.

Налогоплательщикам важно иметь в виду, что при проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика (плательщика сборов), может проводиться независимо от предмета предыдущей проверки.

Налоговый орган в процессе проведения проверки может определить целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого предприятия. В план проведения выездных налоговых проверок налоговые органы включают в первую очередь тех налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств и (или) у которых результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях.

30 мая 2007 г. Федеральная налоговая служба издала приказ N ММ-3-06/[email protected], которым утвердила концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Данный документ закрепляет основы планирования выездных налоговых проверок. Следует сказать, что подобные документы существовали и ранее, однако они предназначались для служебного пользования и официально не публиковались. Согласно новой концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Теперь любой налогоплательщик в лице главного бухгалтера, руководителя, внутреннего аудитора может самостоятельно оценить вероятность налоговой проверки, поскольку налоговыми органами установлены 11 критериев для определения требующих оперативного контроля объектов:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов в конкретной отрасли (виде экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Темп роста расходов опережает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня, характерного для хозяйствующих субъектов конкретного вида экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, т. е. цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Также предусмотрено, что дополнительно при рассмотрении указанных ситуаций налоговый орган должен будет проанализировать возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

Хочется надеяться, что назначение налоговыми органами выездных проверок станет полностью регламентированным. Это будет способствовать устранению произвола при их проведении.

*1) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2006 г.) // СПС «Гарант».

Журнал «Законодательство» N 5/2008, Л.Ф. Максимова, бухгалтер-аудитор

Налоговые проверки

Новости

Минфин считает, что налоговики не ограничены в праве допрашивать свидетелей (в том числе работников проверяемой организации) в период приостановления выездной проверки. Разумеется, с вызовом их в инспекцию, так как находиться на территории компании в это время инспекторам запрещено. Ведомство при этом ссылается на выгодную налоговикам арбитражную практику.

ФНС пришла к выводу, что проведение осмотра территории налогоплательщика в рамках таких проверок НК РФ не предусмотрено. Даже если налоговики подозревают худшее, например, при подаче декларации с возмещением солидного НДС за счет вычетов по якобы складированным у вас товарам. Самое интересное — не все суды с этим согласны.

С 25 августа действует новый Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Статьи

1 января начали действовать два новых положения, с помощью которых законодатель попытался подлатать некоторые из дыр в части первой НК РФ. Новшества касаются процентов за незаконную блокировку счета и ограничений на повторное истребование документов. Заплатки, как водится, скроили кое-как: проблемы решены лишь отчасти. Мы предупредим о возможных трудностях в применении новых правил.

Нормы Арбитражного процессуального кодекса, указывающие на необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора в корреспонденции с п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предполагают обязательное обращение налогоплательщика с жалобой в вышестоящий налоговый орган до подачи соответствующего иска в суд. При несоблюдении проверяемым лицом указанной процедуры арбитражный суд, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, должен оставить заявление истца без рассмотрения. Разберемся, каким образом лицо, в отношении которого налоговым органом принято решение об отказе в возмещении НДС (полностью или частично), может исполнить указанные предписания закона. Порядок возмещения из бюджета НДС установлен ст. 176 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 — 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Может ли налоговая инспекция, даже не напрягаясь, сделать невыносимой жизнь абсолютно любого налогоплательщика, если у нее будет на то желание? Оказывается, да. По крайней мере, финансовое ведомство в этом нисколько не сомневается. Такой вывод можно сделать после прочтения ответа на вопрос, обнародованного в Письме Минфина России от 10.05.2020 N 03-02-07/1-116. Компания получила требование из налоговой инспекции о представлении документов в отношении общества А, которое является контрагентом организации. В этом факте не было бы вообще ничего удивительного, если бы не причина истребования документов. Оказывается, налоговая проверка проводилась в отношении общества Б, контрагентом которого было как раз общество А. А компания никаких отношений с обществом Б не имела.

Недавно судьи Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрели вопрос о том, не противоречит ли закону установленное налоговиками правило, согласно которому они вправе несмотря ни на что не предоставлять компаниям приложения к акту проверки. Как это отразится на взаимоотношениях предприятий и налоговиков в статье.

Инспекторы готовы доказывать свою правоту в суде любыми способами. И довольно часто одним из «аргументов» выступают свидетельские показания, полученные налоговиками при проведении мероприятий налогового контроля. Между тем информация, добытая от граждан на допросах, далеко не всегда может являться полноценным доказательством.

Каталог фирм

Москва
Столичная налоговая консультация основана в 2002 году с целью предоставления налоговой помощи субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям. Миссией компании является профессиональное ведение бухгалтерского и налогового учета, для повышения эффективности бизнес-процессов своих клиентов.

Москва
Компания является одним из лидеров на рынке налоговых консультаций и бухгалтерских услуг, ключевой целью в деятельности компании является — решении проблем, возникающих в процессе развития налоговой реформы. Клиентами фирмы являются крупнейшие организации, заводы, государственные организации и учреждения. Большое внимание НК Партнер уделяет и малым начинающим предприятиям.

Консультации

Получили из налоговой требование представить документы в рамках встречной проверки одного из наших контрагентов за 2009 г. Требуется представить все документы по операциям с данной организацией, в том числе выписку из Книги покупок и продаж. Проблема в том, что последняя наша с ним совместная сделка прошла в декабре 2009 г.: 14 декабря была получена оплата, а товар отгрузили 17 декабря. Счет-фактура на аванс не выставлялся. Связь с контрагентом утеряна — расположены были в другом регионе и сейчас ни по одному телефону не отвечают. Подскажите, как лучше поступить: представить документы как есть или же в выписке из Книги продаж отразить счет-фактуру на аванс?

Я зарегистрирована в качестве ИП и применяю общую систему налогообложения. За прошлый, то есть 2020, год в инспекцию представлена декларация 3-НДФЛ, которая сформирована на основании данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. В конце июня из налоговой пришло требование со ссылкой на п. 3 ст. 88 Налогового кодекса представить реестр документов, подтверждающих произведенные расходы. Я принесла в инспекцию эту самую Книгу, но у меня ее не приняли. Сказали, что им нужен именно реестр. Правомерно ли требование инспекторов? Я даже формы такого реестра не нашла.

По итогам I квартала текущего года мы представили в налоговую декларацию по НДС, в которой налог заявлен к возмещению. Проблема в том, что наш офис расположен в промзоне, и почта нас обслуживает абы как. В итоге, письмо из ИФНС о представлении документов для камеральной проверки до нас так и не дошло. Зато из инспекции уже позвонили и сказали, что отправили нам требование более месяца назад, и оно к ним вернулось с пометкой «адресат не найден». Они настаивают на том, чтобы мы сдали «уточненку», в которой налог должен быть заявлен к начислению. Иначе, говорят, выпишут штраф за каждый непредставленный документ. Как же нам быть? Выполнить их просьбу мы никак не можем — за отчетный период заключалась всего лишь одна сделка, а текущие расходы «перекинуть» на другой квартал не представляется возможным.

Документы

Открытое акционерное общество «Домовой» (далее — Доверитель), место нахождения: 114201, Московская область, г. Волоколамск, ул. Октябрьская, д. 2, ИНН 500301108, ОГРН 1064707006804, в лице генерального директора Заворотнюк Андрея Степановича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью уполномочивает: бухгалтера Вавилова Игоря Леонидовича, паспорт: 40 14 816412, выдан 10.02.2002 ОВД «Лефортово» г. Москвы, зарегистрированного по адресу: 114201, Московская область, г. Волоколамск, ул. Лихачева, д. 14, кв. 2, представлять Доверителя в: Управлении ФНС по Московской области.

Общество с ограниченной ответственностью «Организация», ИНН XXXXXXXXXX, КПП XXXXXXXXX, ОГРН XXXXXXXXXXXXXX, в лице директора Стасова Николая Васильевича, действующего на основании Устава, уполномочивает Шилову Светлану Михайловну (паспорт XX XX N XXXXXX, выданный УВД XXX по г. XXXXXX XX.XX.XXXX, код подразделения XXX-XXX) представлять интересы Общества с ограниченной ответственностью «Организация» в налоговых органах РФ и совершать все необходимые для этого действия.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы. В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка (действующая редакция)

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, — по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2020 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта Российской Федерации.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах.

3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:

1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;

4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

5.2. В рамках выездной налоговой проверки международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2020 года N 290-ФЗ «О международных компаниях», не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании, за исключением выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации до даты регистрации таких организаций в качестве международных компаний.

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

7.1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 настоящего Кодекса.

В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

12. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.

13. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.

14. При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

15. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

16. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

16.1. Особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, определяются статьями 288.1 и 385.1 настоящего Кодекса.

17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

18. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, установленных статьей 89.1 настоящего Кодекса.

19. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта с учетом особенностей, установленных статьей 89.2 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 89 НК РФ

В комментируемой статье определяется содержание выездной проверки, устанавливаются порядок и условия ее проведения, в том числе место, сроки, периодичность.

Необходимо обратить внимание на то, что со вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» принципиально изменилась модель правового регулирования налогового контроля: если ранее основные нормы, определяющие порядок и условия проведения налоговых проверок, были закреплены в ст. 87 НК РФ (см. комментарий к ней), посвященной налоговым проверкам в целом, то с 2007 года основная нагрузка по регламентации налоговых проверок легла на статьи 88 и 89 комментируемого Кодекса, первая из которых посвящена камеральным, а вторая — выездным налоговым проверкам. При этом в настоящее время выездные налоговые проверки отошли на второй план, уступив место основной формы налогового контроля проверкам камеральным, т.к. всевозрастающее число налогоплательщиков не позволяет обеспечить стопроцентный охват выездными налоговыми проверками всех хозяйствующих субъектов. Налоговый контроль в форме выездных налоговых проверок проводится точечно, в отношении небольшого числа налогоплательщиков, отвечающих специальным признакам (индикаторам, налоговым рискам), свидетельствующим, что в их деятельности возможны нарушения законодательства о налогах и сборах.

Сущность выездной налоговой проверки раскрыл в своем Постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П Конституционный Суд Российской Федерации, отметивший следующие обстоятельства. Конституция Российской Федерации, закрепляя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, непосредственно не предусматривает обеспечительный механизм ее исполнения. Федеральный законодатель обладает собственной дискрецией в регулировании форм налогового контроля и порядка его осуществления, включая сроки проведения налоговых проверок и правила их исчисления, поскольку при этом гарантируется исполнение обязанностей налогоплательщиков и не создаются условия для нарушения их конституционных прав. Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки — камеральные и выездные. Регламентируя продолжительность проведения выездных налоговых проверок, законодатель исходил из принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Соблюдение указанных им в комментируемой статье предельных сроков проведения выездных налоговых проверок обязательно для налоговых органов, наделенных правом проводить такие проверки и определять их продолжительность в установленных данной нормой рамках, в том числе при решении вопроса об их приостановлении в необходимых случаях.

Основное содержание выездной налоговой проверки — установление правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Результаты выездной налоговой проверки являются следствием получения и исследования доказательств, при этом порядок данной деятельности отличен от порядка проведения камеральных налоговых проверок. На это вслед за Конституционным Судом Российской Федерации указал и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 31 января 2020 года N 12207/11, согласно позиции которого основным содержанием налоговой проверки является проверка правильности исчисления и уплаты налогов на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. Предметом же выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Проверяя правильность исчисления налогов, налоговый орган обязан проверить все элементы налогообложения, составляющие этот налог, не исключая расходы и налоговые вычеты. Здесь интересна позиция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, который в своем Постановлении от 6 июля 2020 года N А46-12176/2020 указывает, что является не соответствующим нормам законодательства о налогах и сборах, регламентирующим порядок проведения выездной налоговой проверки, устанавливающим виды и объем документов, которые являются предметом проверки и исследуются при ее проведении, определении сумм неуплаченного налога только путем сопоставления данных бухгалтерской, налоговой отчетности с иными аналитическими сведениями.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, такая проверка может проводиться по месту нахождения самого налогового органа. Здесь необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 8 апреля 2020 года N 441-О-О, согласно которой то обстоятельство, что выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа, не означает ее тождественность с камеральной проверкой. Принципиальное различие между ними состоит как раз в предмете и составе допустимых контрольных мероприятий, поскольку выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений законодательства о налогах и сборах, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра и выемки документов и предметов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения. Выездная налоговая проверка предусматривает более широкие контрольные полномочия налогового органа, выраженные в порядке проведения, условиях, а также предмете проверки, по сравнению с проверкой камеральной.

Правовая позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 441-О-О, прямо прослеживается в нижестоящих судебных актах. Так, например, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в своем Постановлении от 20 июня 2020 года N Ф03-2316/2020 отметил допустимость проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа при наличии заявления налогоплательщика или его уполномоченного представителя. С другой стороны, в некоторых судебных актах отмечается недопустимость проведения выездной налоговой проверки, если организация-налогоплательщик не обращалась с соответствующей просьбой к налоговому органу (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2020 года N А40-29703/12-115-124).

Выездная и камеральная проверки имеют различные предметы и включают в себя различные комплексы контрольных мероприятий. Также системное толкование положений статей 88 и 89 комментируемого Кодекса позволяет констатировать, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие контрольные полномочия налогового органа. Кроме того, налоговый орган вправе после камеральной проверки провести выездную налоговую проверку по тому же налогу и после ее проведения вынести решение о его доначислении, несмотря на то, что организацией в вышестоящий налоговый орган был обжалован акт камеральной проверки о доначислении этого налога. В комментируемом Кодексе нет ограничений на одновременное проведение выездной и камеральной налоговых проверок в отношении одного и того же налога и за один и тот же период. Такова правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, которая нашла свое отражение в его Определении от 25 января 2020 года N 172-О-О. Обосновывая ее, данный судебный орган отметил: выездная налоговая проверка не является повторной по отношению к камеральной налоговой проверке, которая нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения; выездная налоговая проверка как более углубленная форма налогового контроля ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Следуя разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, иные судебные органы стали руководствоваться данной правовой позицией при вынесении своих актов. Так, например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении от 19 июля 2020 года N А19-19310/2020, применив ее, дополнительно уточнил, что в комментируемой статье установлен только запрет на проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Отличия между камеральной и выездной налоговыми проверками по основанию, предмету, контрольным полномочиям налоговых органов, контрольным мероприятиям обусловливают недопустимость проведения указанных проверок в отношении одного и того же налога и за один и тот же период при условии их совпадения по предмету и глубине. Примером такой правовой ситуации может служить Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2020 года N А46-17546/2020, в котором было установлено, что в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом были повторно исследованы те же фактические обстоятельства, что и при камеральной налоговой проверке уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год. При этом не были установлены какие-либо новые обстоятельства, ранее неизвестные налоговому органу. Отличиями между результатами рассмотренных судом налоговых проверок являются нормативные основания вынесенных по ним решений: если основанием для принятия налоговым органом решения по камеральной налоговой проверке послужил Указ губернатора Омской области от 19 июня 2003 г. N 110 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области», то в решении по выездной проверке его применение было признано неправомерным, подлежащим применению признано Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36». Фактически налоговый орган, назначая выездную налоговую проверку, не стремился установить обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах, которые не моли быть установлены средствами камеральной проверки; целью назначения выездной проверки было устранение ошибки, допущенной в ходе камеральной. Таким образом, судом был сделан вывод, что выездная налоговая проверка, хотя и оформлена налоговым органом в порядке, установленном комментируемой статьей, фактически таковой не являлась. Далее суд указал на недопустимость создания налоговым органом таких условий, при которых избранный им вид налоговой проверки (камеральная или выездная) без каких-либо фактических отличий в них по существу мог позволить налоговому органу по собственному и формально неограниченному усмотрению производить пересмотр ранее принятого им по ранее состоявшейся налоговой проверке решения, изменяя лишь применяемые нормы права, на основании которых дополнительно начисляется не только налог, но и пени за весь период действия недоимки. Ошибки налогового органа при применении им законодательства о налогах и сборах, в том числе его региональных и местных составляющих, подлежат устранению в порядке, предусмотренном гл. 20 комментируемого Кодекса.

Системное толкование пунктов 1 и 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (его заместитель) налогового органа. По общему правилу такое решение выносится по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица; решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на федеральном или региональном уровнях на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим конкретизированы в Приказе ФНС России от 16 мая 2007 года N ММ-3-06/[email protected] (в редакции по состоянию на 19 сентября 2020 года) «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года N САЭ-3-30/[email protected]»); решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе; самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения. Следует отметить, что согласно п. 7 комментируемой статьи в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика без вынесения отдельного решения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: 1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; 2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; 3) периоды, за которые проводится проверка; 4) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Форма решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки». При этом на должностных лиц, принимающих решение о проведении выездной налоговой проверки, должностных лиц, непосредственно осуществляющих контрольные мероприятия в рамках такой проверки, налоговые органы в целом не возложена обязанность заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него выездной налоговой проверки. Такова позиция ФНС России, изложенная в ее письме от 18 ноября 2020 года N АС-37-2/15853. Вынося такое решение, руководитель (его заместитель) налогового органа при необходимости обязан предусмотреть участие сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки. На необходимость такой легализации участия сотрудников органов внутренних дел в мероприятиях налогового контроля, например, указал в своем Постановлении от 30 октября 2020 года N А35-104/2020 Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Предметом выездной налоговой проверки может являться правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено комментируемым Кодексом. Например, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Судебные органы, рассматривая дела, связанные с налоговыми правоотношениями, обеспечивают соблюдение налоговыми органами сроков давности проведения налоговых проверок. Так, например, Федеральный арбитражный суд Центрального округа в своем Постановлении от 21 ноября 2020 года N А35-439/2020 указал на отсутствие у налогового органа правовых оснований исследования обстоятельств уплаты налогов (сборов), лежащих за «. пределами установленных. давностных сроков проведения проверки». За пределами таких сроков налоговый орган не имеет законной возможности сбора, фиксации и представления в суд доказательств, а соответственно ограничен в праве взыскания задолженности по налогам, относящимся к этим периодам деятельности. При этом комментируемая статья не предусматривает изменение периодов выездной налоговой проверки в случае, если решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в году, в котором оно вынесено, т.е. проверяемый период в случае, когда решение о назначении выездной налоговой проверки вынесено в конце календарного года, а вручено налогоплательщику уже в начале следующего года, не может быть скорректирован. На данное обстоятельство, например, указал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 22 июня 2020 года N А05-14239/2020.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки установлены ФНС России в Приказе от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки». В соответствии с ним основаниями продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться: 1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; 2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки; 3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка; 4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев; 5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки; 6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Руководитель (его заместитель) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для: 1) истребования документов (информации) у третьих лиц; 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; 3) проведения экспертиз; 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку (см. Приказ ФНС России от 6 марта 2007 года N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»). Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В отдельных случаях, предусмотренных комментируемой статьей данный срок может быть увеличен на три месяца. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. При этом отдельные судебные органы исходят из того, что приостановление выездной налоговой проверки не препятствует опросу свидетелей, а показания последних являются допустимыми (см., например: Постановления Федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 6 июля 2020 года N А45-17556/2020; Уральского округа от 16 октября 2020 года N Ф09-9504/12 и др.).

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки. Если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, требование о представлении документов и сведений, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы или сведения в установленный срок, требование о представлении таких документов и сведений может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.

Необходимо обратиться к вопросу применения при проведении выездных налоговых проверок п. 1 ст. 126 НК РФ (см. комментарий к ней), устанавливающего ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Привлечение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к ответственности в соответствии с ней в связи с проведением выездной налоговой проверки возможно только при соблюдении двух условий: 1) если соответствующее требование налогового органа было предъявлено в период проведения выездной налоговой проверки, т.е. после вынесения решения о ее назначении и до составления справки о проведенной проверке при условии, что на момент предъявления такого требования не действует решение о приостановлении соответствующей проверки; 2) если срок представления истребуемых документов (сведений) выпадает на период проведения выездной налоговой проверки, т.е. не выпадает на период приостановления соответствующей проверки или после составления справки о проведенной проверке. Таким образом, непредставление указанных документов не в период проведения соответствующей проверки не образует состава указанного выше правонарушения (см., например: Постановления Федеральных арбитражных судов Московского округа от 29 ноября 2020 года N А40-54948/12-91-307, Волго-Вятского округа от 27 февраля 2020 года N А29-164/2020 и др.).

В соответствии с п. 10 комментируемой статьи по тем же налогам и за тот же период может быть проведена повторная выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения на проведение двух и более выездных налоговых проверок в отношении одного и того же налога за один и тот же период не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться: 1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку; 2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. Следует отметить, что согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П указанные положения в части проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную выездную налоговую проверку, признаны не соответствующими ст. 46, 57 и 118 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц налогового органа достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

Следует указать на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в его Определении от 25 января 2007 года N 95-О-О, в соответствии с которой налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается только по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 44 НК РФ (см. комментарий к ней). Учитывая изложенное, налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц и организаций, изменивших свой правовой статус или налоговый режим, за период их деятельности в предыдущем правовом статусе или при применении предыдущего налогового режима, при условии соблюдения ограничения, установленного абз. 2 п. 4 комментируемой статьи. Следует отметить, что применительно к региональным инвестиционным проектам данная правовая позиция нашла прямое закрепление в комментируемом Кодексе. Так, согласно п. 4 ст. 89.2 НК РФ (см. комментарий к ней) положения данной статьи распространяются также на проведение выездной налоговой проверки организации, статус участника регионального инвестиционного проекта которой прекращен.

Пункты 16, 16.1, 18, 19 комментируемой статьи предусматривают, что для указанных в них обстоятельств (соглашение о разделе продукции (ст. 16); исключение из Единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области (ст. 16.1); участие налогоплательщиков в консолидированной группе (ст. 18); участие налогоплательщика в региональном инвестиционном проекте (ст. 19)) комментируемый Кодекс может устанавливать специальные правила проведения выездных налоговых проверок. При этом положения комментируемой статьи применяются при этих обстоятельствах в субсидиарном порядке.

Правила, предусмотренные комментируемой статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов и налоговых агентов.

Самые надежные платформы для торговли бинарными опционами:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место в народном рейтинге! Честный и надежный брокер бинарных опционов. Бесплатное обучение для новичков! Получите бонус за регистрацию:

Добавить комментарий